Проблема с дефицитом мест для машин актуальна во всех странах мира. В Германии за строительство домов без парковок ввели большие штрафы. В Израиле выдают специальные разрешения оставлять авто на ночь на тротуарах. В Чехии участки во дворах зачастую пронумерованы, и занять парковочное место нельзя, даже если оно свободно. В России нечто подобное тоже практикуется, но чаще не на государственном уровне, и это называется самозахватом.
Парковка во дворах жилых домов
Мест не хватает, и россияне ставят автомобили так, как им позволяет воспитание. Идти лишние пятьсот метров никому не хочется, поэтому автомобили могут оказаться на детской площадке, газоне, пешеходной дорожке. Некоторые перекрывают подъезд к мусорным бачкам, а ещё есть любители, которые паркуются поперёк транспортных средств, оставленных на стоянке. Их не волнует, что другие водители не смогут поехать с утра пораньше на работу или отвезти ребёнка в детский сад. Зато других собственников почему-то не удивляет, что у таких парковщиков колёса оказываются спущенными, а капот – поцарапанным. Бывает, что кто-то по доброте душевной кинет горсть семечек для воробьёв и голубей на крышу…
Парковка во дворах жилых домов – зачастую дело непростое и нервное. Будет проще, если собственники квартир сумеют договориться о реконструкции и обустройстве площадок под стоянки.
Некоторые россияне ставят шлагбаумы на въезде во дворы, чтобы проезжать могли только свои и спецмашины. Есть идеи вообще запретить парковку во дворах, чтобы там было зелено, чисто и безопасно. Транспорт же надо ставить где-то в стороне. Одна проблема – где найти эту сторону, если один квартал плотно примыкает к другому…
Нормативная база
Бросать транспортные средства где попало нельзя. Парковка во дворе дома должна совершаться в соответствии с правилами. Автолюбителям следует руководствоваться СанПиНом и его санитарно-защитными зонами или Постановлением о нормативах главного государственного врача РФ от 2007 года.
Ещё есть статья 12.28 КоАП и Федеральный Закон 218 о приватизации парковочного места. В конце концов, можно заглянуть в правила дорожного движения, на которые Правительство РФ обратило особое внимание ещё в 1993 году и подписало соответствующее Постановление. В 17 пункте там говорится о правилах поведения в жилой зоне.
В январе 2020 года вступил с силу приказ Минтранса, который ужесточает требования к парковке коммерческого транспорта в жилых дворах. Сам документ вышел в мае 2018 года. В нём идёт речь о машинах, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и перевозят пассажиров или грузы. Для них запрещены строительство и обустройство парковки во дворе многоквартирного дома.
Каких машин касаются правила:
- пассажирская техника – автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили такси;
- грузовая техника – тяжёлые фуры с полуприцепами, грузовики, грузовые «ГАЗели» и легковые машины-фургоны.
Уточнений по перечню транспортных средств нет, так что он может быть изменен. Физических лиц, даже если они владеют коммерческой техникой, поправки не касаются.
Кстати. В каждом регионе есть собственные нормативные акты, которые тоже регламентируют поведение автовладельцев на придомовой территории и дают возможность штрафовать нарушителей.
Санитарные нормы парковки во дворах
В санитарных нормах указаны размеры парковочного места и своеобразный ГОСТ. Например, там написано, что машины должны непременно находиться на определённом расстоянии от дома. Если автомобилей не больше десяти, то их следует ставить метров за десять. Для 11-50 машин норматив уже больше – не менее 15 метров. 51-100 транспортных средств предполагают парковку за 25 метров, 101-300 – 35. Парковки, куда вмещается более 300 машин, следует располагать не ближе 50 метров от жилья.
Парковочное место для автомобиля должно соответствовать установленным размерам: от 5 метров в длину и 2,3 – в ширину. Если водитель на инвалидном кресле, ему требуется больше места для того, чтобы сесть в машину. Соответственно, ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.
В последние годы при строительстве домов введён обязательный расчёт количества парковочных мест. При этом учитывается, сколько людей там будет жить и как много автомобилей у них есть. За основу берут свод правил. К примеру, считается, что на тысячу человек приходится 350 машин. Отсюда и появляются нормы парковочных мест.
В некоторых регионах размеры и количество мест устанавливают в зависимости от площади жилого помещения. Например, для жилья площадью до 30 квадратных метров положено одно место для машины, от 30 до 100 «квадратов» – полтора, более ста метров – два. Ну и по закону не менее десяти процентов от предусмотренных парковочных мест следует выделять водителям с ограниченными возможностями здоровья.
Наказание за неправильную парковку во дворах
В Москве и многих регионах страны сотрудники администраций и ГИБДД регулярно проводят рейды, чтобы выявить нарушителей. Зачастую специальные комиссии приезжают по жалобам горожан. Потом проходит заседание, на котором определяется размер штрафа – он везде разный, потому что устанавливается правительством региона. К примеру, за парковку на газоне наказание может быть от одной до пяти тысяч рублей.
В правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях нет определения газона и штрафа за парковку на нём. Эти вопросы решают местные власти. Они же регулируют размер сумм.
На некоторых территориях за неправильную парковку автомобиля во дворе дома требуют компенсировать ущерб, нанесённый зелёным насаждениям. Где-то особое внимание обращается на транспортные средства, оставленные на пешеходной и игровой зонах, хотя последний вопрос легко решается с помощью ограждения.
Самым серьёзным проступком считается создание препятствия для проезда спецмашин, например, пожарных. Впрочем, для граждан штраф по КоАП в этом случае не такой уж и большой – до двух тысяч рублей. А вот должностным лицам придётся заплатить 7-10 тысяч, юридическим – 120-150 тысяч рублей.
Если припаркованный автомобиль мешает пожарным или уборочным машинам, его могут переставить или вовсе эвакуировать. Алгоритмы действий в этом случае зависят от нормативных актов и решений местных властей. Если выбран самый строгий вариант, то автовладельцу придётся оплатить эвакуатор и пребывание на штрафстоянке.
Нарушители зачастую уверены, что если избежать встречи с представителем администрации и сотрудником ГИБДД, то наказания не будет. На самом деле это всё равно что прятаться под одеялом от чего-то страшного.
Нарушение фиксируется в любом случае. Можете не встречаться с участниками проверочного рейда, но если будете игнорировать приглашения на заседания комиссии, то документы передадут в суд. Не заплатите вовремя – в дальнейшем придётся общаться с судебными приставами, а это уже дополнительные расходы. Так что чем скорее решите вопрос, тем лучше.
Самозахват территории, то есть самовольное занятие участка без оформленных документов на землю, может обернуться штрафом. Рядовые граждане рискуют быть наказанными на сумму до одной тысячи рублей, должностные лица – до 2000 рублей, юридические – от 10 до 20 тысяч рублей.
Проблемы парковки во дворе
Штрафы выписываются не так уж часто. По крайней мере, большую часть водителей они не затрагивают. Между тем практически в каждом многоквартирном доме наблюдается дефицит парковочных мест. И проблема не исчезает лишь от угрозы карательных мер.
Водители по-прежнему ставят машины на газонах даже после штрафов, блокируют проезды по двору, перекрывают выезд другим автомобилям. А камни, столбики, цепи и замки – это одни из самых частых поводов для дворовых войн. Ведь чаще всего речь идёт о самозахвате. После приезда комиссии эти ограждения сносят, платят штрафы, а потом снова возводят. А ещё бывают драки и порча транспортных средств из-за очищенного от снега места. Гражданин, который это сделал, уверен, что тем самым получил права на стоянку именно на этом участке.
Закон определяет парковочное место как общий участок для размещения машин. Для получения его в личное пользование следует провести приватизацию. Лишь в этом случае собственник авто получит право ставить своего «железного коня» на конкретном участке.
Структуры, в которые можно пожаловаться на незаконную парковку:
- городская или районная администрация;
- санитарная инспекция;
- экологическая служба;
- ГИБДД;
- мобильное приложение – если оно внедрено в городе или области.
Самый лучший вариант преодоления проблемы – создание парковки. Распределить на ней места можно по решению собственников квартир. Но в каждом регионе есть свои нюансы по обустройству заездных карманов и стоянок. Нужно непременно их учитывать.
Организация парковки на придомовой территории
В некоторых регионах реализуются программы, по которым преобразование дворовых территорий в основном идёт за счёт бюджетных средств. Собственники квартир вносят лишь некоторый процент от общей суммы и должны предоставить план с перечнем необходимых объектов. Среди них может быть и парковочное место возле дома. При этом жильцов не обязуют приватизировать землю, хотя и рекомендуют, обещая, что у них появится больше прав. Большинство собственников отказываются от такого варианта, ведь с правами появляются и обязанности.
Можно обустроить парковочное место во дворе и без городских, региональных или федеральных программ. Получится дороже, но в любом случае необходимо будет провести собрание собственников. Две трети жильцов должны согласиться с проектом.
Решение собрания нужно предоставить в управляющую компанию и районную администрацию. Возможны и другие инстанции – бывают местные нюансы подачи уведомлений. Если все документы составлены правильно, то собственники квартир получат право благоустроить территорию или установить, к примеру, шлагбаум.
Федеральный Закон №189 относит двор около многоквартирного дома и парковочные места к общей собственности жильцов. Только для полноценного использования эта территория должна быть чётко обозначена и оформлена.
Если подобная зона не была создана до введения в действие закона, то граждане могут провести общее собрание и обратиться с соответствующим заявлением к органам общегосударственной или региональной власти.
Дальнейшие шаги:
- межевание территории;
- документ о бесплатном выделении участка в коллективную долевую собственность;
- внесение записи в государственный кадастр.
Обязанности владельцев общедолевой собственности:
- разделение участка на функциональные зоны;
- контроль над целевым эксплуатированием;
- содержание в надлежащем состоянии.
В содержание и благоустройство общедомового имущества входят уборка участка, обустройство, посадка зелёных насаждений и уход за ними, плановый ремонт дворовых сооружений. Это можно делать самим или нанимать рабочих. За муниципальный счёт производятся только санитарная очистка территории и спил находящихся в аварийном состоянии деревьев.
По решению общего собрания жильцов доступ не придомовую территорию может быть ограничен. Но этот запрет не должен касаться транспорта аварийных и экстренных служб.
Документы для организации парковочных мест в домах:
- протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями;
- справка органов власти о размерах и составе придомовой территории;
- проект парковки, согласованный с жильцами и властями.
Процесс организации парковки на законных основаниях может занять много времени. Дело это довольно хлопотное и требующее большого терпения. Ведь одни жители будут «за», а другие – «против». Необходимо прийти к согласию. Делать это проще, если создать инициативную группу.
Нарушение границ территории или обустройство незаконной парковки влечёт административное наказание в виде штрафа и даже уголовное – в зависимости от тяжести проступка.
Гостевые парковки
Со временем вопрос с парковками придёт в норму – когда появится больше подземных и многоэтажных стоянок. Может быть, порядка будет больше, если наказания за нарушение станут более строгими и массовыми.
Пока во дворах продолжаются войны между владельцами авто, а также между водителями и пешеходами. Случаются прецеденты, когда граждане заявляют, что по существующим законам постоянная парковка во дворе многоквартирных жилых домов вообще запрещена, и также требуют ликвидировать гостевые стоянки.
Кстати, требования к гостевым парковкам минимальны: нельзя ставить машины разве что на тротуарах и газонах, дальность от окон при этом неважна. Правда, на гостевой парковке нельзя ставить авто постоянно, на несколько суток.
Верховный суд отказался признать требования, так что гостевые парковки по-прежнему разрешены, как и постоянные, сделанные по всем правилам. Кстати, в большинстве дворов, похоже, есть только гостевые стоянки. Ведь нормативы по метрам не соблюдены. Впрочем, в новых кварталах застройщикам предписано выделять больше места под парковки и выдерживать все установленные расстояния.
По идее, почти всех водителей в старых дворах, где территории не оформлены, можно штрафовать. Но пока этого никто не делает. Может, потому, что тогда водители начнут ставить авто в соседних дворах, становясь «гостями». Или доказывать, что формально их действие называется остановкой, а не стоянкой. Кто будет высчитывать, сколько стоит машина, искать свидетелей?
Контролирующие органы пока обращают больше внимания на газоны и тротуары. Ну и, кроме того, продолжается процесс реконструкции дворов, что хоть и медленно, но меняет ситуацию к лучшему.