Тонировка стёкол автомобиля: актуальные нормы

Тонировка на стекле автомобиля применяется не только в декоративных целях. С одной стороны, она способствует сохранению конфиденциальности – лица пассажиров скрыты от посторонних глаз. С другой стороны, защищает от проникновения ультрафиолета и инфракрасных лучей (атермальная), что является наиболее актуальным для летнего сезона. А ночью спасает водителя от ослепления фарами. Однако нанесение тонировки на стёкла автомобиля необходимо осуществлять в согласии с нормами, установленными законодательством РФ. Иначе владельцу машины полагается штраф. Какие нормы тонировки следует соблюдать по закону в 2020 году? Как проводят проверку на степень затемнённости? Какая тонировка стёкол разрешена?

Нормы тонировки автомобильных стёкол в 2020 году

О нормах тонировки подробно говорится в Решении Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019). Пункт «Требования к обеспечению обзорности» поясняет, какие виды покрытия нельзя использовать для стёкол автомобиля. Там же говорится о допустимой степени светопропускания.

Помимо этого, нормы тонировки регулируются межгосударственными стандартами (ГОСТ).

Закон о тонировке автомобиля

Чтобы определить, соответствует ли тонировка стёкол законодательным нормативам, обращаются к ГОСТу 32565-2013. Там приведены конкретные обозначения и названия неразрешённых видов покрытия. Согласно ГОСТу для светопропускаемости передних и задних стёкол действуют различные требования.

Раньше правила проверки соблюдения требований регулировались приказом № 1240 МВД РФ. Теперь инспекторы руководствуются приказом МВД № 297 для ИПДС.

В случае выявления инспектором нарушений автовладелец несёт административное наказание в виде штрафа. Это согласуется со ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо штрафа, инспектор может обязать водителя снять покрытие со стёкол. И сделать это не позднее конкретной календарной даты.

Согласно последним новостям правительство решило доработать закон о тонировке. Делается это с целью увеличения ответственности автомобилистов за нанесение на стёкла затемняющей плёнки. Но пока новый закон о тонировке не вступил в силу, и в качестве наказания предусмотрен только штраф. При этом инспектор не вправе отстранять водителя от управления и отправлять его автомобиль на штрафстоянку, если покрытие стёкол не соответствует нормативам.

Согласно последнему закону сотрудники ГИБДД могут проверять тонировку автомобиля на любом участке дороги (раньше это разрешалось делать только на стационарных постах).

Во время проверки инспектор должен иметь документы для прибора тауметра, уметь определить, пригодны ли окружающие условия для проведения процедуры, и произвести контроль по всем правилам.

Допустимая тонировка стёкол

Согласно ГОСТу машина разделяется на две зоны – переднюю и заднюю. Первая – это лобовое и стёкла по бокам от водителя. Для данной зоны действуют ограничения по затемнённости. Разрешённая тонировка передних стёкол автомобиля должна обладать степенью светопропускания не менее 70 %, а лобового – 75 %.

Ко второй зоне относятся стёкла заднего и боковых проёмов. Для них нормы не установлены. То есть они могут быть покрыты любой плёнкой, кроме зеркальной. Такой вид покрытия указан как недопустимый в правилах Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств.

Необходимо понимать, что стёкла автомобиля даже без покрытия не обладают стопроцентной прозрачностью. Их светопроницаемость не превышает рекомендуемый ГОСТом уровень 70 %. Исходя из этого, можно сделать вывод, что тонировка лобового и передних боковых стёкол по закону запрещена.

Однако есть оговорки. Существует вид тонировки, разрешаемый даже для стёкол передней части салона. Потому что такое покрытие не предназначено для затемнения. Это атермальная тонировка. Она выполняет защитную функцию – не пропускает ультрафиолет и инфракрасное излучение. Другое её название – хамелеон. Данная тонировка является допустимой для всех стёкол автомобиля, так как не уменьшает процент светопропускаемости. Кроме того, она имеет ряд преимуществ:

  • салон нагревается медленнее;
  • уменьшается нагрузка на бортовой кондиционер;
  • сиденья в салоне не выгорают.

Помимо этого, существует ещё один вид разрешённой тонировки для передних боковых стёкол автомобиля. Это специальные тонированные вставки. Хотя они снижают светопропускаемость, перед проведением измерений их можно легко снять. Данные вставки изготавливаются из мягких материалов и при необходимости клеятся к внутренней поверхности стёкол.

Боковые стёкла, относящиеся к задней половине салона, не запрещается занавешивать шторками. А на лобовое стекло сверху можно приклеить тонировочную полосу. Её максимально допустимая ширина – 14 см. Отмерять следует от верхней границы лобового стекла. Светопропускаемость тонированной полосы не нормирована.

Проверка уровня светопропускания

ГИБДД определены условия, которые следует соблюсти для правильного измерения степени светопроницаемости стёкол. Например, при влажности воздуха свыше 80 % и наличии осадков проверка на открытой местности запрещена. Атмосферное давление должно находиться в допустимых пределах 86–106 кПа, а температура воздуха по Цельсию – от -5 до +20°. Поверхность перед процедурой измерения вытирается насухо, а показатели прибора фиксируют минимум в 3 различных точках стекла.

Если погодные условия не соответствуют требованиям, инспектор предоставляет помещение, проходящее по всем этим показателям.

В соответствии с настоящими правилами, измерения степени светопроницания тонировки могут быть проведены работниками технадзора или сотрудниками ГИБДД.

Прибор тауметр должен иметь сертификат и проверяться каждый год на предмет исправности. Водитель вправе потребовать предъявления документов по нему.

Погрешность тауметра при замерах не может составлять более 2 %. На нём должны находиться пломбы. В случае если их нет, водитель имеет право не согласиться с проведением проверки и указать эту причину в протоколе.

Штраф за тонировку

Штраф налагается только в том случае, если специальным прибором проведены замеры уровня светопропускания. При отсутствии у инспектора соответствующего оборудования проверка не осуществляется. В связи с чем не может быть установлено нарушение со стороны водителя.

Если же замеры сделаны и выявлено несоответствие тонировки стёкол принятым нормативам, нарушителю выписывается штраф в размере 500 рублей (по информации на 2020 год). Данный порядок изложен в ст. 12.5 КоАП. Сумма штрафа уменьшается в 2 раза, если водитель внесёт плату в течение 20 дней. Его размер не связан со степенью затемнения и количеством тонированных стёкол.

Инспектор также имеет право выдать предписание о снятии тонировки. Но это не освободит нарушителя от уплаты штрафа. Водитель может снять тонировку сразу же, чтобы избежать повторного штрафования.

Раньше в качестве наказания за несоответствие нормам ГОСТа с автомобиля могли снять номера. Но с 15 ноября 2014 года эта мера была отменена.

Как избежать наказания за тонировку стёкол

В соответствии с настоящими правилами, чтобы избежать наказания, автовладелец может снять плёнку со стёкол прежде, чем будет произведена проверка и выписан протокол. В данном случае очень уместно использовать съёмную тонировку. Если же протокол был составлен, то штраф придётся оплатить. Чтобы подобные проблемы не возникали, можно предпринять следующие меры:

  1. Заранее провести проверку степени затемнения на станции технического обслуживания.
  2. При оспаривании выписанного штрафа делать упор на нарушения, допущенные в ходе проверки тонировки (отсутствие документов, проб на приборе, несоответствие погодных условий и т. д.).
  3. Чтобы транспортное средство не привлекало ненужного внимания инспекторов, важно следить за его чистотой.

Заключение

Законы, касающиеся тонировки стёкол, меняются очень часто. Чтобы быть в курсе последних изменений, важно регулярно просматривать их и узнавать о нововведениях. Также необходимо знать о правилах проведения проверки тонировки на соответствие нормативам и то, какими правами обладает автовладелец. В некоторых случаях такие знания могут спасти от штрафа и иных нежелательных последствий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: