Завышение цены монополистами по предварительному сговору | Как получить компенсацию, если цена товара признана завышенной

0

Скоро потребители смогут компенсировать от 1% до 15% затрат на покупки, если цена будет признана завышенной по сговору. Соответствующий законопроект готовит ФАС. В нем регламентированы выплаты жертвам картелей.

Нарушение антимонопольного законодательства предполагает три вида юридической ответственности:

1 — административная ответственность;

2 — уголовная ответственность (при злостном злоупотреблении доминирующим положением либо за участие в картеле, повлекшее для нарушителя извлечение крупного дохода);

3 —  гражданско-правовая ответственность.

На практике же, лица, столкнувшиеся с проявлениями монополистической деятельности (дискриминацией при приобретении товара, монопольно высокими ценами), фактически не имеют возможности гарантировано получить возмещения причиненных убытков.

Федеральная антимонопольная служба подготовила пакет поправок, которые будут внесены в закон «О конкуренции». Они обяжут монополистов компенсировать убытки потребителей, пострадавших от их ценового сговора. Эти сведения поступили из правового управления ФАС. Речь идет о компенсации части затрат, понесенных покупателем (заказчиком услуг) вследствие завышенных цен у поставщиков, занимающих доминирующее положение на региональном рынке в сфере реализации товаров и услуг (выше 35%). Получателями компенсации смогут быть как организации, так и рядовые граждане. Уже в весеннюю сессию Госдума начнет обсуждение документа. В качестве примеров сфер применения, где могут быть выявлены сговоры и выплачены компенсации, называются услуги ЖКХ, торговля бензином, продуктами питания и прочее.

Для определения справедливого возмещения назрела необходимость ввода четких рамок для компенсации потребителям, пострадавшим от рыночного сговора, заявили в ФАС. Чтобы вернуть часть своих денег, потребитель должен будет удостовериться, что ФАС ценовой сговор поставщиков выявила, и что факт сговора был подтвержден в суде. После этого приобретатель товара или услуг может сам подать заявление в суд, приложив к иску чек на оплату товара или договор с недобросовестной организацией и решение ФАС. Если иски потребителя и ФАС поданы одновременно, то суд будет объединять их в одно производство. В случае, когда иск в защиту интересов  неопределенного круга лиц подает организация, к примеру, общество защиты прав потребителей, тогда при положительном решении для истца, имея на руках это решение суда, пострадавшему следует, подать свое собственное исковое  заявление.

Отметим, что речь не идет о любом действии, связанным с завышенной ценой. Стоимость товара может повышаться и по объективным причинам, например, из-за экономических процессов. В таком случае, если компания не доминирует на  рынке, то есть не является монополистом и не занимает долю в 35%, то эти механизмы к ней применяться не могут.

Каков размер выплаты потребителю — 1% или 15%, это уже будет решать суд. Компенсация не слишком большая, но зато гарантирована законом, а кроме того истец, получив положительное решение о возмещении ущерба, сможет в дальнейшем подать новый иск и потребовать большей суммы. При этом придется доказать по общим нормам Гражданского кодекса, что ущерб был больше.

В общемировой практике есть два способа коллективного взыскания с монополистов понесенного ущерба. Например, в США общества защиты прав потребителей подают иски в суд в защиту неограниченного круга лиц, а затем сами собирают реквизиты и доказательства у пострадавших, и распределяют полученную компенсацию. В Российском законодательстве предусмотрен другой способ, а именно — коллективный иск от множества пострадавших. Причем если к общей подаче документов в суд, кто-то не успел подключиться, то он может взыскать свою компенсацию индивидуально, ссылаясь при этом на положительное решение, которое уже вынесено в пользу других потребителей. Сегодня инициаторами таких исков может выступать Роспотребназор и его территориальные отделения, а также общественные объединения потребителей.

По мнению разработчиков поправок, главное в предложении ФАС — это не задача разорить компании, а угроза для нарушителей понести репутационный риск и финансовые издержки из-за выплат многочисленных компенсаций. И кроме того новые нормы должны предупреждать правонарушения со стороны бизнеса и расширяют возможность защиты интересов потребителей.

Сейчас компании уличенные в необоснованном завышении цен, лишь платят штраф государству, в то время как потребители не получают ничего.


Статьи по теме защиты прав потребителей:

Возврат товара ненадлежащего качества

Компенсация морального вреда

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here